Атропин

Это был уже мой 15 или 16 пациент в этот вечер в приемном покое. Мальчика 9 лет внесли в бокс, сам он идти не мог. Переводной диагноз из областной больницы «о.гастроэнтерит».

Обычно этот диагноз подразумевает температуру, рвоту и диарею (острая кишечная инфекция). У мальчика была только рвота в течение трех дней. В областную больницу его направил участковый педиатр для осмотра нейрохирурга. Тот не нашел ничего лучше как переправить мальчика ко мне в инфекционную больницу, прилепив диагноз о.гастроэнтерит.

Мальчик в сознании, но вялый. При осмотре признаков кишечной инфекции нет, артериальное давление в норме, но пульс 60 в мин (при норме в этом возрасте 70-80). Легкая ригидность затылочных мышц, но остальные менингеальные симптомы отрицательные.

— Как тебя зовут? – спрашиваю я.

— Аслан, — отвечает он с задержкой около 30 секунд.

— Сколько тебе лет?

— Девять, — отвечает с такой же задержкой.

Я сначала подумал, что поскольку мальчик — азербайджанец, он меня плохо понимает. Но при беседе с отцом – кадровым военным, выяснилось, что они живут в России с рождения мальчика и русский для него родной.

Продолжают поступать новые больные, и у меня больше нет времени разбираться с мальчиком. Кладу его к себе на отделение, небольшая капельница, анализы.

Утром продолжается тоже самое. Мальчик в сознании, на вопросы отвечает с большой задержкой. Температуры, рвоты, жидкого стула не было. Все анализы в норме. Пульс 56/мин. Вызываю невропатолога.

— Посмотри на его зрачки! — сразу сказала она.

И действительно, левый зрачок был узкий, а правый широкий. Ночью в тусклом свете приемного покоя я их не рассмотрел. Глаза у пациента были темно-карие. Но это, конечно, меня не оправдывало.

Надо было срочно делать КТ мозга, что в то время было достаточно проблематично. Звоню, объясняю ситуацию – рвота, анизокория. Рентгенологи соглашаются сделать томограмму, но спрашивают:

— А мальчик не капал в глаза атропин?

— Нет, — говорю я, хотя этого у пациента не спрашивал.

Вешаю трубку и выхожу в коридор. Навстречу мне спешит невропатолог.

— Представляешь, — говорит она. — Аслан в течение трех месяцев капал себе в правый глаз атропин!!!

А зачем в один глаз капать атропин? Мы этого не знали. А может у пациента отравление атропином? Тогда не надо делать КТ! Смотрим по справочникам: при отравлении атропином бывает вялость, но пульс учащается! А у мальчика был уже 56 в минуту. Вызвали  окулиста. Но она тоже не знала заболеваний, требующих закапывания атропина 3 месяца в один глаз.

На КТ мозга выявилась большая опухоль в области хиазмы, с метастазом в лобную долю. Редкий пульс и прочая симптоматика была связана с начинающимся отеком и набуханием головного мозга.

Я позвонил родителям, чтобы они приехали в больницу. Мама рыдала, отец стоял как оглушенный. Они рассказали мне, что сестра пациента только что вошла в ремиссию острого лейкоза.

— Скажите, а зачем вы капали ему в глаз атропин?

— Его назначил окулист при плановом осмотре 3 месяца назад.

Я перевел мальчика обратно в областную больницу на нейрохирургическое отделение, на реанимационной машине.

Потом сел за стол в ординаторской писать другие истории болезни. Вечер пятницы, парализующая усталость после суток, страшный диагноз, страдание родителей.

 И вдруг я понял, зачем окулист 3 месяца назад назначила мальчику капать атропин. ОНА ХОТЕЛА ВЫЛЕЧИТЬ ЕГО ГЛАЗ!!!

И мне стало по-настоящему страшно. 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

19 комментариев “Атропин”

  1. Светлана:

    Жуткая история, действительно жуткая..Доктор, пишите,пишите подобные и другие истории…это важно для ваших коллег и пациентов. Спасибо вам. Мы все берем на заметку.

  2. Мария Демышева:

    Наверно это называется «лечить болезнь, а не больного» Ну как можно было не задуматься отправить мальчика к невропатолога сразу?! Она же дипломированный (надеюсь) врач!

  3. Валерия:

    жуткая история!

  4. Дарья Эллар:

    всё та же формальная логика.но , присутствуя у врача , она куда вреднее , чем у бабушки.

  5. Даниил:

    Обязательно пишите подобные статьи. Наткнувшись на них, можно многое взять на заметку.
    Бедный мальчик. Три месяца, которые можно было потратить на лечение потеряны

  6. Марков Леонид:

    Страшная, но поучительная история… такие случаи, конечно, запоминаются на всю жизнь.. Мальчику не повезло, что ему попались таки безответственные врачи — что окулист, что нейрохирург из областной больницы.. сколько времени потеряно было…
    P.s.: а бабушка мальчика наверняка говорила, что у ребенка зубки режутся…

  7. Екатерина А.:

    печальная история.

  8. Марченко Вероника:

    может ли анизокария быть физиологической? у меня с детства очень сильно проявляется этот симптом.Нужно ли по этому поводу обратиться к специалисту?

  9. Екатерина К.:

    А неизвестно, что с ним стало дальше?

  10. Анна:

    И после такого мы с удивлением спрашиваем, а почему родители повели ребенка лечиться к бабке-гадалке или еще куда-то, но не в больницу? Вот именно по причине существования таких врачей…

  11. Виктория:

    Вот читаю и думаю, нужно было идти в программисты. Вот так пропустишь анизокарию и испортишь всю жизнь ребенку. И как потом дальше жить и практиковать?

  12. Мария:

    Очень жаль,что мальчик целых 3 месяца не получал адекватного лечения.И это несмотря на то,что сейчас все говорят,что должна быть онкологическая предостороженность всегда!

  13. Гусева Дарья:

    Жутко печальная история. Искренне надеюсь,что такое происходит крайне редко.

  14. Полина Букаты:

    Если бы офтальмолог целых три месяца назад заподозрила неладное или хотя бы просто перестраховалась,у ребенка был бы Шанс. Но видимо онконастороженности научена лишь малая толика врачей,увы. Очень жаль ребенка. Я собираюсь стать онкологом, но детским онкологом ни за что не смогла бы-сил не хватит.

  15. Алексей:

    Наверное в этом и есть одна из главных (а может быть главная) проблема узких специалистов. Они может быть даже очень хорошо знают свою область, но совершенно не думают или забывают о соседних…Не хватает настороженности.
    Вот ответ на вопрос зачем было учить топографическую анатомию.

  16. Арсен Дибиров:

    Недаром нам, студентам, говорят, что надо знать основные аспекты всех отраслей медицины, нам в ВУЗе и стараются дать базу, так сказать, каждой специализации, как бы это шаблонно не звучало для молодых ребят, которые думают в духе того, что ведь в узкой отрасли только и надо знать свое дело, есть ведь и другие врачи. А на практике мы видим то, что видим, и картина такова, что преуспевают именно те врачи, которые разбираются не только в своей специализации и также вынуждены разгребать ошибки тех врачей, которые в силу своей узколобости не смогли поставить правильный диагноз, либо не уточнили всех деталей. Рано еще говорить о том, что сейчас лабораторные анализы дают огромную пользу врачам, да, в какой-то мере это так, но шаблонные анализы в стационарах не дают полной картины здоровья пациента, а врач ведь не может назначить все анализы, которые может, это же не целесообразно. Здесь-то и пригодятся те знания, которые накопились во время учебы, дабы назначить те анализы, которые действительно важны для постановки анализы.

  17. A Urtenov:

    По-настоящему страшно в данной ситуации даже не столько то, что офтальмолог, назначивший атропин был некомпетентен, а то, что своей некомпетентностью он смазал клиническую картину, из-за чего уже другие, адекватные врачи, могли ошибиться в диагнозе. 3 месяца для развития опухоли мозга это колоссальный срок, это еще хорошо, что диагноз был поставлен лишь в начале ГДС, а не после нарушения витальных функций.

  18. Анна:

    Так хочется верить, что это вымысел. Ну не может же быть таки Врачей. И так о многом заставляет задуматься эта история, ведь так часто мы лечим симптомы, забывая об основной причине плохого самочувствия. И цена ошибки бывает слишком высока.

Оставить комментарий


Вы можете оставить отзыв, или сослаться на эту страницу с вашего сайта