Как стать настоящим врачом?

Mechnikov1

Как стать настоящим врачом?

Рецепт очень прост.

Нужно каждый день, каплей за каплей, выдавливать из себя… бабушку.

А что это значит? 

Если вкратце: безостановочно, упорно, постепенно избавляться от мифов, косности, зашоренности, штампов и стереотипов в своем мышлении. Освободившееся место нужно заполнять современными научными знаниями, переработанными клиническим опытом и мудростью. Причем это касается не только специализированных медицинских знаний, но и вообще, понимания и восприятия жизни.

Если подробнее: исходные знания студента медицинского ВУЗа представляют собой сумму сведений полученных в школе, небольшого личного жизненного опыта и семейных традиций.

Семейные устои — это опыт многих поколений, народная мудрость, передающаяся из поколение в поколение. Это самые сложные для осознания и вытеснения понятия, так как они впечатываются с детства как догмы, когда критики еще особо нет.

Вообще, часто крылатая и яркая глупость, что-то, случайно подслушанное в общественном транспорте, увиденное в телевизоре, запоминается намного лучше научной, но скучной лекции.

Личный опыт болезней бесценен. Врачу сложно понять больных людей и их родственников, если сам он в жизни не болел, не страдал, не испытывал горе. Но не факт, что пациент правильно интерпретирует происходящее с ним, и тогда выводы могут оказаться и ложными.

Ну и наконец, знания, полученных в ВУЗе. Теперь во всем досконально разберемся? Отчасти.

Кстати, кто преподает (обучает) в Вузе? Учитывая, что зарплата преподавателя составляет около 10-15 т.р. в месяц (2016 г.), надеяться, что туда идут лучшие из лучших, особо не приходится. И действительно, многие ассистенты и доценты и даже профессора, как это ни странно, имеют лишь отдаленное представление о медицине, являясь чистыми теоретиками. Если же препод — реальный врач, ждать, что за нищенскую зарплату он будет проводить много времени со студентами, особо не приходится.

Можно, конечно, самостоятельно штудировать медицину, благо от учебных пособий, руководств и учебников ломятся полки книжных магазинов. Только вот маленький вопрос — а кто пишет эти руководства? Клинические врачи, проводящие все свое время с больными? Частично, да. Но в основном, учебники пишутся и переписываются из года в год теоретиками от медицины, сидящими в своих пыльных кабинетах, куда реальные больные могли уже не заглядывать несколько десятилетий. Более того, пока медицинская книга дойдет до печати и выйдет в продажу, зачастую проходит много лет, за которые часть информации уже успевает устареть.

Поэтому сильно доверять отечественным руководствам и учебникам я бы не стал, хотя конечно, там иногда попадаются ценные вещи.

Может тогда стоит посещать профильные конференции и читать периодические медицинские журналы?

Да, надо. Но нужно фильтровать. До 90% информации в отечественных журналах и на конференциях является откровенной и даже бессовестной рекламой.

Помню на одной крутой конференции инфекционистов в Москве с международным участием (участвовала Белоруссия) целая секция была посвящена целебным свойствам Оциллококцинума. Зал был битком заполнен, был анонсирован бесплатный кофе-брейк (бутерброд и чашка растворимого кофе). С высоких трибун доценты и профессора,собранные с разных городов, взахлеб и писая кипятком, рассказывали о своих псевдонаучных изысканиях. Оциллококцинум! Ура! Аплодисменты! Лечит ОРВИ и грипп! Ура! Аплодисменты! Лечит даже менингит и энцефалит! Ура! Аплодисменты! Лечит вообще все! И повышает иммунитет! Ура! Аплодисменты! 

Это бесноватое собрание очень напоминало секту.

Таким образом, знания, полученные в медицинском институте очень далеки от идеала. И сколько в этих знаниях науки, а сколько «бабушки» — врачу еще предстоит узнать и проверить своими ошибками и опытом.

Западные источники информации не идеальны, но они содержат намного меньше ошибок и практически не содержат мифов.

Для первоначального получения информации по незнакомой мне теме я могу, как и все, почитать интернет, далее главу в отечественной книжке по медицине. Интересно также почитать форумы отечественных врачей.

После получения общего представления о проблеме я иду на специализированные сайты. Это medscape — абсолютно бесплатный, с краткой информацией по делу и классными обучающим фильмами. Это мой любимейший uptodate — сайт обзоров по всем областям медицины с регулярным пересмотром и обновлением каждой статьи раз в месяца. Это фундаментальный clinicalkey, включающий и книги и атласы и статьи по любой медицинской теме. Для окончательного понимания проблемы я читаю специализированные статьи в периодических западных журналах.

Но вся эта информация пока бесполезна, она еще должна столкнуться с реальной жизнью, обкататься через ежедневный клинический опыт. Только тогда я могу почувствовать, что понимаю ту или иную проблему на нормальном уровне.

В каждом враче (во мне тоже), даже в самом крутом и великом докторе все-равно есть бабушкины вкрапления. И осознать эти вкрапления в себе очень сложно и болезненно.

Однажды я посещал семинар для врачей, где нам рассказывала про разные вакцины один очень хороший врач-иммунолог. На высоком профессиональном уровне она очень правильно рассказывала про разные вакцины.

Ничего не предвещало облома, но неожиданно она выдала типичную бабушкину мысль: «Как обычно, после вакцинации мы не рекомендуем пациенту два дня мыться и гулять».

- Простите доктор, — спросил я у нее, — а в чем прикол? Что произойдет, если после прививки ребенок погуляет или помоется?

Иммунолог удивилась и задумалась.

- Ну, может инфекция попадет в ранку?

- Но доктор, простите, вода из под крана используется, чтобы промыть рану от грязи после травмы. Она с хлоркой, там нет инфекции. Более того, дырка от иглы после вакцинации настолько мала, что затягивается в течение минуты после укола. Что туда может попасть? Загрязненный воздух? Может тогда еще асептическую повязку наложить? А вакцинацию проводить в условиях стерильной операционной? Более того, ни в одной инструкции не сказано, что после прививки нельзя гулять и мыться. Это миф.

Через пару недель у нас снова был семинар с этой же врачом-иммунологом. На этот раз, косясь на меня, она сказала: «Как обычно после прививки мы не рекомендуем… загрязнять место вакцинации и… общаться с больными людьми»

Так образом, доктор смогла осознать в себе бабушкину мысль.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

32 Responses “Как стать настоящим врачом?”

  1. Елизавета Волчкова:

    Да, на самом деле, стереотипы и закрепившиеся «бабушкины» приметы и причуды порой нередко мешают адекватно оценить и разобраться в сложившейся ситуации. Вот, например, какой-то юморист пустил слух, что проглоченная жевательная резинка остается в животе семь лет. Да, жвачка действительно не переваривается. Но наше тело частенько сталкивается с такими вот неперевариваемыми субстанциями и просто избавляется от них естественным путём . Знакомая недавно разбудила ночью, часа так в 2, у неё ребенок нечаянно проглотил жвачку ( другой вопрос- почему он в 2 ночи бодровствовал). Девушка в панике, говорила, что слышала страшилки по- поводу «слипшихся кишок». И ,несмотря на все мои уверения, она все- таки решила позвонить ещё и знакомому врачу.

  2. Евгения:

    Думаю, профессора, которые рассказывали о чудо эффекте Оциллококцинум просто очень гордятся своим открытием, что в полне естественно! Но о действии препарата, который состоит из экстракта печени и сердца барбарийской утки возникают сомнения..

    • Marina:

      а лично мне не приходится сомневаться в эффективности оциллококцинума..очень хорошее средство, как по мне, помогает и взрослым, и деткам, даже самым маленьким.

    • Анастасия:

      Сейчас много совершенно бесполезных препаратов, но их старательно внедрение во врачебной практику (благодаря подобным семинарам) связано лишь с желанием отбить потраченные на их разработку финансы.

      • Irina:

        Но ведь оциллококцинум — безрецептурный препарат, люди его себе сами «выписывают»..Если б не помогал, то разве б его так часто покупали в аптеках?

  3. Власов Антон:

    Во многом согласен с автором. Врач должен быть мобилен в информационном плане, быть готовым к повседневному узнаванию чего-то нового. Перечисленные ресурсы на мой взгляд очень хороши, medscape’ом пользуюсь повсеместно, очень удобный и структурированый гайд. Но, конечно же, для развития в себе способности к расширению кругозора, нужна и хорошая база, которая в общем неплохо даётся и в стандартной учебной литературе. Да, там много «воды», но обучаясь с такой литературой, студент или врач тренирует в себе способность фильтровать информацию. Это умение также очень важно.

  4. Петр Созданов:

    Прочитал статью и чего-то приуныл от того, что написанное в ней по поводу современного образования в ВУЗе — правда, особенно на первых трех курсах в медицинском. Но, справедливости ради, стоит отметить, что начиная с четвертого курса подавляющее большинство преподавателей — практикующие врачи, и они делятся советами, некоторыми «фишками», что действительно помогает в анализе и восприятии материала. И все-таки, с течением времени многие «бабушкины тезисы» будут встречаться все реже, немаловажно не просто выдавливать из себя устаревшую информацию, но и не допускать появления новой, «молодой бабушки».

  5. Элеонора Шаповалова:

    Все-таки, чтобы стать хорошим врачом надо знать и основу. То, что дается на первых трех курсах. А это есть нечто иное «как бабушка», но при этом действительно важно различать, что полезно, а что нет. Что из устарелого и нового материала является нужным и полезным. А это, конечно, приходит, как вы написали, в ходе практики и опыта

  6. Светлана Качанова:

    Практика, и только практика! Разумеется, при наличии базовой фундаментальной основы (не обязательно академической). Увы, но в эпоху «информационного общества», когда информация становится товаром, а как следствие — предметом всевозможных спекуляций, когда система образования находится в руках лоббистов и ангажированных чиновников различных уровней (международного в особенности: с каждым годом деятельность той же ВОЗ вызывает всё больше вопрос у национальных и независимых экспертов), когда параноидальный ценз добирается до учебников и энциклопедий, остается надеяться только на свой эмпирический опыт. Но, помимо солидного багажа знаний, полученных опытным путем, не стоит забывать о этической стороне вопроса, которая, безусловно, должна быть фундаментом любой врачебной практики. Умение отличить аппендицит от острого колита теряет всякий смысл, когда врач забывает о том, что главное в его работе — спасение человеческих жизней

  7. Валерия Жигальцова:

    Хочется отметить, что проблемы с образованием во многих сферах есть! Во многих ВУЗах до сих пор преподают по старейшим учебникам. Да,несомненно в этом есть какая-то истина. Но нужно идти в ногу со временем. Многие скажут,что высшее образование — это 60% самообучения, соглашусь…но когда направление мыслей немного не скорпектировано….и направление самообучения храмает!

  8. Марина Матиева:

    Для меня, как для студентки медицинского, это особенно важный вопрос. Полностью согласна, что надо избавляться от стереотипов и зашоренности сознания, наполнять себя знаниями и не смотреть на работу однобоко.

  9. Зарина:

    чем больше читаешь научной литературы,тем меньше в сознании остается бабушки и прочих » народных стереотипов». но порой встречаются такие персонажи,которых никакой научный эксперимент или много миллионное исследование не переубедит.

  10. Мария:

    Что насчет «бабушки внутри нас»? Мне кажется, бабушки и дедушки есть абсолютно во всех. И чем человек современнее, чем больше он готов работать над собой, тем проще ему будет избавляться от каких-либо предрассудков и неверных убеждений. Особенно, как мне кажется, чем старше человек становится, тем больше он становится бабушка/дедом. Я считанию, чем младше мы, тем больше учимся у взрослых, а когда взрослеем, нужно частенько смотреть на детей и подростков. Они нас многому научат.

  11. Соколов Иван Александрович:

    Насчет преподавателей не могу согласиться. Не для всех деньги это единственный стимул работать. Как говорил один мой знакомый врач/преподаватель: «у меня есть 3 работы: одна для души, которая нравится, одна для заработка, на которой хорошо платят и одна, которая и не для души и не для заработка». Как вы могли догадаться третья работа — это преподаватель. Причем преподаватель он хороший. Каждый для себя находит свои мотивы заниматься той или иной деятельностью (не буду говорить какие, для нас главное что они есть). В нашем университете есть отличные преподаватели, умеющие заинтересовать предметом, доступно объясняющие современную, новую информацию, отслеживающие текущее положение дел в своей сфере, что для студента является сокровищем и значительно облегчает жизнь. Если кто-то хочет углубиться, пожалуйста, как говорил автор это самообучение по западной литературе. Так же по некоторым предметам лекции не чисто условные (копия учебника), а нацелены как раз на то что студент прочитает учебник дома как базу, а на лекции ему дополнят и скорректируют и добавят новую информацию, но для этого нужно прочитать учебник дома ;)

  12. Татьяна Вячеславовна:

    Хотелось бы задать Вам один вопрос, бабушки ли это говорят или это научно доказанный факт. Правда ли,что у матери родившей с эпидуральной анестезией риск родить будущего наркомана во много раз выше?

  13. Дария Подоляк:

    Довольно печально в статье написано про обучение в вузе. Есть очень много устаревшей информации, да, но есть и база, в которой хороший врач должен чувствовать себя, как рыба в воде. Несомненно после этой базы, врач с умом должен фильтровать и всю жизнь продолжать обучаться и узнавать новое, только через призму мудрости и базу знаний, лечить и быть отличным специалистом.

  14. Тимофей Петров:

    От бабушки не скрыться, не убежать!Она въедается в неокрепшие умы,растворяется в них и становится частью нас самих.Но,может быть,возможно создать антибабушкин барьер,который будет состоять из логичных и объективных аргументов родителей?Ведь,как было сказано в статье,основные «махровые» догмы формируются в предыдущих поколениях.Возможно,после возведения данного барьера остальные «бабушкины» мысли будут не так глубоко,основательно оседать в умах. И наша всеобщая задача-стать родителями с минимальной концентрацией «бабушки в крови»,чтобы заполнить головы наших детей разумными,адекватными мыслями хотя бы по основным жизненным направлениям.А дальше пусть сами искореняют из себя «бабушку»,ведь от неё никуда не скрыться.

  15. Tina:

    понятное дело, что почти все симптоматические лекарства от орви заменяются парацетамолом и просто горячим чаем) но все же есть и противовирусные с уникальным составом и эффектов — я вот без оциллококцинума не представляю, как выздороветь.

  16. Fairy:

    вообще не имею ничего против безрецептурных препаратов. а Оциллококцинум — вообще любимое средство, только оно помогает дня за два!

  17. Иванова Ася:

    Полностью согласна, что современный врач, желающий оказывать эффективную помощь, должен постоянно заниматься самообразованием и не забывать, что медицина — наука динамичная.
    Однако, даже наличие знаний не всегда позволяет установить комплайнс. Примером могут послужить мои личные бессмысленные попытки объяснить бабушке, что антибиотик не излечит вирусную инфекцию. На мои аргументы у неё один ответ — мне же стало легче.
    Поэтому хочу добавить к словам автора, учиться нужно «выдавливать бабушку» не только из себя, но и из бабушек.

  18. Нигина Бердиева:

    Очень скептически конечно вы относитесь к преподавателям в ВУЗе. Хочется верить, что остались корифеи на кафедрах,которые помогут сформировать настоящее клиническое мышление и врачебную логику.

  19. Алексей:

    Если судить по комментариям, то гомеопатия непобедима.
    Только если её официально запретят.

  20. Вероника:

    У каждого врача есть определённое мнение насчёт того или иного препарата. Получается, студентам нужно тщательно фильтровать информацию, полученную от опытных врачей. Не раз сама сталкивалась с разными подходами в лечении, которые слышала от авторитетов. Согласна с тем, что многое познаётся с опытом. И ошибки будут в любом случае. Важно при этом отношение, не наплевательское, как у бабушек на терапевтическом приёме. Так и приходится пациентам читать чушь в интернете и есть горошки.

  21. Бэлла Эркенова:

    Очень сложно вытравить из себя «бабушкины» советы, это закладывается с детства. Переломить свой тип мышления достаточно трудно, но необходимо, чтобы стать хорошим специалистом.

  22. Варыгина Алена:

    Автор поднимает очень важную проблему ложной информированности человека от своего немедицинского окружения.
    В самом деле, университет ломает многие стереотипы в процессе обучения. Не один раз у меня возникала мысль: «вот я теперь знаю, что это миф, но кому я еще об этом расскажу? Своим знакомым и друзьям? Допустим. Но сколько человек останется со своими обывательскими взглядами, и скольким они передадут эту информацию?» Очень грустно, что эта проблема из года в год нисколько не решается.
    И правда, проще прорекламировать новый глупенький сериальчик, чтобы пенсионеры из всех глубинок посмотрели его по 1 каналу, чем уделить эти 30 секунд чему-то по-настоящему полезному: корректному лечению ИБС или необходимости обратиться к врачу с соответствующими симптомами.

  23. Ксения Аверченко:

    А чего мы ждем от студентов (=будущих врачей), если они методично взращиваются «бабушкиными врачами»? Была я тут недавно на лекции по раку щитовидной железы (курс факультетской хирургии). Тема для меня не то, что бы личная…можно сказать «интимная»: мне пришлось столкнуться с этой проблемой самой. Через полтора часа разглагольствований про прекрасную выживаемость, про то, что опухоль растет годами и вообще все просто замечательно, мне очень хотелось встать и закричать: «Что за бред??? Откуда эти цифры ТТГ? Где понятие о локальном и метастатическом варианте роста? Где хоть слово про тиреоглобулин (который сдают ВСЕ больные РЩЖ)?…Но лектор быстренько ускользнул из зала,(на его счастье) не спросив о наличии вопросов и так и не узнав, как сильно он оскорбил 1/50 аудитории… Я понимаю, кафедра не занимается этой проблемой уже десятки лет, но что сложного свободно скачать в интернете рекомендации американские тиреоидологической ассоциации, перевести эти несчастные 4 страницы схем ведения пациентов на разных стадиях и донести адекватную информацию??? Но лекция прочитана и студенты будут рассказывать на экзамене, что рщж можно лечить так, а можно и так и т.д. Страшно подумать, насколько искаженную информацию мы получаем, если это только одна тема в которой я понимаю несоответствие лекции реальному положению дел! Первый раз было больно не только за потраченные впустую 1,5 часа. Это как студентка. А как пациентка, могу сказать, что такой подход ОЧЕНЬ чувствуется в лечении… Но все не совсем плохо: за 2 дня до этой лекции нам читал «быстрый, дерзкий, как пуля резкий» молодой хирург про колоректальный рак. Читал так, что писать было невозможно! За 4 года учебы это была одна из 5 самых грамотных и «захватывающих»
    прослушанных лекций! Было очень видно, что доктор знает, что делать с пациентами, при этом находясь в поиске лучших методов лечения. И после ЭТОГО лекция по рщж на основе методичек 80-ых годов! И второе, этот «бабушкин подход», к сожаленью, в медицинском образовании норма( 80% лекций не дотягивают до студенческих докладов на СНО, где от нас требуют только актуальную (т.е. иностранные источники) информацию! А сколько развелось чисто студенческих электронных ресурсов для самообразования, типа Медача? И всё это по тому, что, как студентка и как пациентка, понимаешь, что не хочется уезжать на лечение относительно несложного в онкологии и не требующего сильно «высоких» технологий заболевания заграницу. А пока приходится.

  24. Ксения Аверченко:

    И насчет Оцилококцинума. Года 2 назад была на конференции «Пропедевтика детских болезней — основа клинического мышления педиатра» (кажется, так звучало) и девственно чистый мозг студента 2 курса убило нереальное количество рекламы оживляющих субстанций с никому неизвестным механизмом действия! Я еще не знакома со всеми специальностями, но отечественная педиатрия в моем сознании пока точно абсолютный чемпион по «мутности» и таинственности методов лечения! В страшном сне можно представить подобное на конференции по взрослой кардиологии или эндокринологии. Там на всей макулатуре после названия рекламируемого препарата обязательно идет модель какого-нибудь многоцентрового плацебо-контролируемого исследования типа Impove, Proper, Spire и т.д. Надеюсь, мне просто не повезло и подобный подход на конференциях педиатров уходит в прошлое)

  25. Андрей:

    Чтобы стать конкурентоспособным врачом, необходимо овладеть английским языком, т.к вся новая информация выходит в иностранных статьях и журналах. Очень жалко, что наш уровень медицины так сильно отстает от Запада, надеюсь, что в скором времени это поменяется.

  26. Хорошая статья!В современном мире, где человек получает огромные массивы информации, зачастую бесполезной или ложной, необходимо умение ориентироваться и фильтровать весь этот поток. Люди очень склонны к стереотипам и массовым заблуждениям, в том числе и медики. Представления о мире, в которых мы не сомневаемся и вроде как знаем всю жизнь, запросто могут оказаться ложными. Поэтому всю информацию нужно перепроверять и рассуждать рационально. Особенно в медицинской сфере, где осознание глубинных биологических процессов имеет ключевое значение для решения проблемы, а на кону стоит здоровье пациента.

  27. Наталья:

    Здравствуйте. Если не составит труда , посоветуйте хороший учебни к по внутренним болезням . Спасибо.

  28. Григорян Анна:

    Очень часто мы замечаем «бабушкины мысли», настолько они укоренились в нашем сознании. Отличный пример с прививкой, помню в школе каждый раз после прививки мы слышали одно и тоже не мочить, не чесать, не гулять. И так из года в год и со временем ты воспринимаешь это как должное и единственно верное, даже не подвергая никакой критике и анализу. И, конечно, это не только с прививкой так, бабушкины тезисы они вокруг нас постоянно и, чтобы расти как личность и как специалист, в частности, нужно каждый день думать, переосмысливать, анализировать и разрушать в себе это шаблонное мышление. И в этом помогают правильные источники информации. Есть очень хорошие и качественные отечественные учебники, но ещё очень полезны иностранные сайты о которых вы писали выше и европейские/американские рекомендации по лечению конкретно каждой болезни.

  29. Александра Сныткина:

    Выдавить из себя бабушку. Лучше и не скажешь!

Оставить комментарий


Вы можете оставить отзыв, или сослаться на эту страницу с вашего сайта