Четыре «БЕЗ»

Четыре "Без"

Четыре «БЕЗ»

Существует две основные формы взаимоотношений между частным доктором и пациентами. Первый вариант – я наблюдаю ребенка с рождения, обеспечиваю все профилактические мероприятия и вакцинацию, лечу острые состояния.  Второй вариант – пациент наблюдается в поликлинике или страховой компании ДМС, а меня вызывают только тогда, когда лечащий врач уже не смог разобраться.

Об этом втором варианте и пойдет речь ниже. В данной заметке я опишу наиболее типичные «проколы», типичные для советской школы педиатрии, решив которые можно резко повысить уровень оказания догоспитальной медицинской помощи в России и обойтись без помощи сторонних консультантов и тем более госпитализации.

Без фонарика

Основа мифологии – отсутствие возможности объективно получать знания. Пустота знаний требует заполнения, так и возникают мифы. Например, многие считают, что у ребенка до года не бывает ангины. Причина банальна. У грудных детей маленький рот, большой язык, миндалины распложены глубоко. Дети не могут по команде открыть рот и повернуть голову в сторону окна. Поэтому без фонарика ангину не увидеть. А фонарика у педиатра нет. Даже в детской инфекционной больнице, не у каждого доктора есть фонарик. Почему – понять не возможно. Можете представить себе доктора, который не имеет фонендоскопа и поэтому выслушивает легкие с помощью свернутого листа бумаги? Если педиатр осматривает горло без фонарика – это профанация.

Без отоскопа

Мама ребенка рассказывает: «пришел педиатр, посмотрел ушки и сказал, что у ребенка отит. Пришлось ехать в больницу к ЛОРу, просидели в очереди в приемном покое три часа. ЛОР-врач осмотрел – отита нет». Через день после посещения больницы у ребенка поднялась температура, жидкий стул, рвота – «подхватили» ротавирусную инфекцию в приемном покое.

Как же педиатр «посмотрел ушки»? Отоскопом? Да нет, он просто понажимал на козелки ушей, а ребенок заорал чуть сильнее, чем кричал во время осмотра. Это и послужило подозрением на отит.

На западе у любого доктора есть отоскоп, так же как и фонендоскоп. Пользоваться им элементарно просто. По крайней мере, сказать есть или нет отит, не вдаваясь в тонкости, можно легко. Жаль, что педиатр пожалел 50$ на отоскоп.

Без диагноза

Это удивительно, но когда я спрашиваю, какой диагноз поставил предыдущий доктор, у родителей часто возникает затруднения. Многие доктора не говорят и не пишут в карточке диагноз, а просто выдают бумажку с перечнем препаратов. Это очень неудобно, т.к. потом очень сложно понять, чем ребенок болел изначально.  Также это вызывает у родителей большие сомнения в компетенции врача.

Четкий диагноз демонстрирует понимание доктора того, что он делает, отсутствие диагноза отражает его беспомощность. Даже когда участковый ставит такой  псевдодиагноз, как «дентация» это лучше, т.к. отражает следующую мысль доктора: «чем ребенок болеет, я не знаю, но ничего страшного, наверное, нет».

Понятно, что иногда сложно поставить точный диагноз просто на основании осмотра пациента. Тогда доктор должен очертить круг диагнозов и провести необходимое дообследование.

Без анализов

На помощь доктору приходят лабораторные службы. В настоящий момент в Санкт-Петербурге нет никаких проблем с получением анализа в любой день недели и времени суток.

В моей работе есть следующий принцип: если для правильного диагноза нужны анализы крови или мочи, то я их получу самое позднее в течение суток. Если очень нужно, то в течение нескольких часов. Это, конечно, заслуга наших прекрасных лаборантов, самоотверженно работающих допоздна и без выходных.

Но часто на получение анализа теряется несколько дней. За это время пациент либо поправится, либо окажется в больнице, либо необоснованно будет получать антибиотик и т.д.

Возможно, анализы невыгодны ни поликлинике, ни страховой компании.

Так и получается, что у ребенка четверо суток температура 39, горло и уши никто не смотрел, диагноза нет, анализов нет. Остается либо ехать в больницу, либо тупо есть антибиотики, не зная, правда, от чего, а соответственно, без большой надежды на успех.

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

36 Responses “Четыре «БЕЗ»”

  1. Николь:

    Ох, как все это правильно ! Я до сих пор не могу добиться у нашего педиатра диагноза ! Никогда ! Просто дается листик с лекарствами, часто вообще не понятно, зачем они нужны … :(
    Антибиотики просто так, сосудосужающие-просто так, один раз при кашле во время гриппа нам прописали блокатор кашля, хотя кашель был с мокротой, и весьма сносный :( ( Обидно. Перестаешь доверять врачам вообще. А в то же время страшно ведь на себя такую ответственноть брать, я ведь не врач, и не могу точно знать, нужно ли это лекарство моему ребенку или нет :( (

  2. Полина:

    Какой отоскоп посоветуете? Какой фирмы? И риторический вопрос: как Вы думаете каждый педиатр(с з/п в 20+/-2 тыс. руб.) может приобрести отоскоп и воронки, которые нужно постоянно стерилизовать?

    • отоскоп можно использовать любой. Мне нравятся с фиброволокном. Работают долго.
      Что касается риторического вопроса. Мне как-то рассказали историю про одну поликлинику, где всем педиатрам руководство подарило по отоскопу. Результат — все равно никто уши не смотрит)

      • Анастасия:

        Знакомо.Первый визит к участковому педиатру в месяц.На шее у врача красуется спец.приспособление для прослушивания.(прошу прощения,не знаю названия прибора)Осмотрела(прощупала животик),взвесили(и на этом спсибо).Спрашиваю,какой рост(?)-в ответ -»у нас нет ростомера»))).Выхожу,читаю запись в карточке.Сердцебиение такое-то,дыхание такое-то..и т.д. и т.п.Возвращаюсь и спрашиваю зачем внесли запись о том,осмотр чего не делали(!?).Ответ убил:»Не волнуйтесь,мамочка.Нормальный у вас ребёнок.МЫ ВСЕМ ТАК ПИШЕМ.» Про какие там отоскопы и фонарики говорить?!!

  3. Павел:

    Когда я начал работать в поликлинике после ординатуры, то в первые месяцы использовал отоскоп, но мой энтузиазм и рвение быстро зачахли под огромным ворохом бумаг и рутины)

  4. Ольга С:

    Я считаю, что быть педиатром-это очень ответственно. Поэтому халатно относится к своей профессии нельзя,и нужно обязательно прежде чем поставить диагноз и что-то назначить ребенку, его обследовать. Часто простые методы обследования и внимательность врача помогают избежать осложнений.

  5. Илья Ж:

    Существует еще одно «Без». Без финансирования!Ну вот откуда у среднестатистического педиатра из поликлиники средства на тот же фонарик и тем более отоскоп?Здоровье ребёнка дороже любых денег-это бесспорно.Но всё же….

  6. Дмитрий Новиков:

    Совершенно согласен с изложенными в статье умозаключениями. Хотелось бы добавить, что это проблема не только педиатрии, а нашей российской медицины в целом. Особенно на уровне оказания амбулаторно-поликлинической помощи.
    Врачам зачастую просто не интересно или лень попытаться понять, что же все-таки с пациентом. Иногда складывается такое ощущение, что от тебя стараются как можно быстрее отделаться.
    Когда я в последний раз обратился в поликлинику, учась еще в старших классах, то мой участковый-терапевт, пока я рассказывал ему свои жалобы, сидел со скучающим видом и раскладывал пасьянс на компьютере. Какие уж там отоскопы и анализы! Больше я в поликлинику с тех пор не ходил.
    А ведь не хочется, чтобы докторам, особенно детским, было на столько все равно! Не должно быть так! Обидно за нашу медицину…

  7. Евгений Филиппов:

    Соглашусь с Дмитрием.Отсутствие интереса к пациенту и халатность страшнее всего.

    Еще в школе потянул спину,пришел к участковому педиатру.Адская боль в спине.

    -Может обезболивающее назначите?

    -Нет, не могу,от них будет язва желудка.К вечеру пройдет.

    Выписал мне освобождение от физкультуры на неделю и все.

    Как потом повторно идти к такому «специалисту»?

  8. Конечно, врачи тоже люди и тоже ошибаются, но их ошибки не должны быть от равнодушия и безответственности.

  9. Коркина В.А.:

    Была бы у нас нормальная система организации здравоохранения и финансирования, возможно ошибок было бы меньше…

  10. Людмила:

    Может и повторюсь, но проблема нерадивых к сожалению очень распространена( каждый раз, когда сталкиваюсь с таким специалистом, мне хочется задать ему вопрос:» если вы так ненавидите свою работу, своих пациентов, так по чему же не уйдете из профессии?» Ведь везде говорится как плохо в медицине, так почему же нет?

  11. Прут Андрей:

    Есть одно главное на мой взгляд БЕЗ

    Без желания. Доктор, который заинтересован в своей работе найдет время чтобы учиться, чтобы быть хорошим врачом, ставить правильные диагнозы, выписывать нужные анализы и зарабатывать прилично, чтобы 50$ не стали проблемой для кошелька.

  12. Наталия Палазник:

    Сейчас все думают,только о своей выгоде!Зачем им лечить детей, зачем ставить диагнозы?
    многие приходят на работу, так ради галочки и думают, зачем напрягаться, если так мало платят!!

  13. Наталия Палазник:

    Да, врачи не роботы, ошибки есть у всех. Но главное, как врач реагирует на свои ошибки.

  14. Ксения:

    Соглашусь с Андреем! Предыдущие «без» (кроме последнего, наверное) вытекают из отсутствия желания. А тут уж отоскопом не поможешь!

  15. Юлия М.:

    Статья очень актуальна, спасибо! Действительно, иногда проще отмахнуться и отнестись к проблеме БЕЗ интузиазма, но настоящий доктор не должен искать лёгких путей!)

  16. Даниил Сергеевич К.:

    Врач он как боевой самолет, без специального оборудования свою задачу выполнять не способен. Есть разное навесное оборудование, общее: как стетоскоп, тонометр, градусник. Специальное: у невропатолога есть молоточек например. Анализы это разведданные они нам помогают понять чем и как нанести удар, наша цель вирус или бактерия а может заболевание иммунной этиологии?
    Без диагнозов иногда очень трудно понять с чего все началось и прогрессию чего мы наблюдаем.
    Если бомбить снарядами выбранными наугад да по целям выбранным не точнее, будут жертвы среди мирного населения.

  17. Дмитрий С.502:

    Я считаю, что это близко каждому. Все мы сталкивались с необъективностью врача по причине того, что у него присутствует какое-то одно (а иногда и несколько!) этих «без», описанных в статье.
    Для себя я почерпнул, что, когда я буду врачом, необходимо проследить за тем, чтобы у меня не было ни одного из четырех «без».

  18. Зимина Анна:

    Компетентный врач ищет возможности, а некомпетентный — отговорки. Конечно, намного удобнее сказать, что не было возможности для осмотра ребенка или получения анализов — на нет и суда нет! Но, зачастую это говорит только о непрофессионализме врача. Мы живем в современном мире, имея доступ к практически к любым средствам и информации, поэтому таких отговорок не должно быть в принципе.

  19. Юлия Т.:

    У действительно компетентного и ответственного врача не должно быть оправданий, нужно просто выполнять соответствующий диагностический минимум, позволяющий быть уверенным в своем диагнозе

  20. МарияК:

    прочитав эту статью, на ум пришло ваше сравнение врачей с фокусниками) ведь действительно, назначить препараты, не поставив диагноз — магия. даже смешно.

  21. Светлана:

    Экономить на медицинской технике не всегда разумно. Ведь хорошее оборудование повышает шансы врача в постановке правильного диагноза. А верный диагноз — это залог успеха. Поэтому может стоит один раз затянуть ремень потуже?

  22. Лена Ярышева:

    У многих участковых педиатров в арсенале только фонендоскоп и фонарик,многие даже не имеют набора одноразовых шпателей.
    Конечно,отсутствие специального оборудования затрудняет диагностику.
    При неуверенности в том или ином диагнозе лучше направить к врачу — специалисту, провести необходимые анализы,специальное исследование,а не рисовать воображаемых диагнозов
    Лично мне было бы страшно ставить диагноз вот так,поверхностно

  23. Мария Кузьмина:

    Действительно, очень часто участковые врачи не ставят диагноза, а ведь в работе врача это самое главное! Можно предположить, конечно, что у ребёнка банальное ОРВИ, например. Но это надо подтвердить анализами, ведь так можно и пропустить что-нибудь серьёзное..

  24. Гендель Владислав:

    Ну так и выходит, пренебрег чем то и на тебе потом клеймо горе — доктора)

  25. Гусева Дарья:

    Я вообще не понимаю как работают врачи в поликлинике! Это какой-то дурдом в прямом смысле этого слова! Жутко тяжело, жутко много детей и мозг просто не успевает переключаться! А эти вызовы в любую погоду идут пешком на вызов и не факт, что в соседний дом! Очень много отрицательных факторов этой работы, их можно понять…

  26. Ольга В.:

    Есть рекоммендации минздрава или кого еще по лечению различных заболеваний, алгоритмам диагностики и постановки диагнозов, тактики терапии и так далее. Необходимо придерживаться их, видимо многие врачи без интереса и отсутствия энтузиазма не считают это необходимым, к сожалению..

  27. Тен Стелла:

    Сама организация амбулаторной помощи предрасполагает к такому формальному отношению к пациентам. Так что винить одних только врачей, на мой взгляд, не совсем корректно.

  28. Базунов А:

    Эти четыре «БЕЗ», могут оставить халатного специалиста БЕЗ работы)))

  29. Анна Торшина:

    Низкая замотивированность, отсюда и такое беспечное отношение к должностным обязанностям)

  30. A Urtenov:

    Наверное самое главное «без», необходимое абсолютно каждом врачу в работе, это «без стереотипов». Говорят, что незнающего человека легче научить чем-то новому, чем человека, который знает, но знания его устарели. От того и ставят отит, по старой советской привычке, не удосужившись даже заглянуть в ухо.

  31. Геращенко И.:

    Познавательно. Конечно эти «без» только капля в море медицины. Сколько еще таких нерешенных вопросов, можно только вообразить. Поэтому, наверное, наша медицина и держится на знающих ее врачах, которые, становятся хорошими диагностами, без…

  32. Полина:

    Согласна с предыдущими комментариями, низкие зп у участковых педиатров, бешеный ритм работы, когда все обследования и расспрос совершаются на автомате, приводят к «коридорному мышлению», неверной постановке диагноза, и соответственно, некорректному лечению

  33. Вячеслав:

    Знаю много людей, которые на 3-4 курсе решают, что не будут работать по профессии. Потому что: «не лежит душа», но я уверен, что более 50% из них идут работать, так как новое образование, новые трудности, кому этого хочется?

    Отсюда и появляются такие специалисты, работающие для того, чтобы просто существовать и питаться и это пугает.
    Представьте, что врач подставляет фонендоскоп и даже не пытается ничего выслушать и для него это пустые звуки..

    Как можно решить эту проблему?

  34. Дарья Л.:

    Статья наталкивает на мысли о том, что большинству врачей в поликлинике не хватает мотивации и заинтересованности в пациенте для качественного выполнения их работы, откуда и вытекают все эти «без». А порой на приеме у врача возникает ощущение, что у него и времени на пациента нет и знаний для ведения приема недостаточно.

Оставить комментарий


Вы можете оставить отзыв, или сослаться на эту страницу с вашего сайта